Михаил Перегудов — основатель Партии еды. 9 июня 2015
Успей или умри: как выжила и как меняется «Партия еды»
Успей или умри: как выжила и как меняется «Партия еды»
Расскажу, почему я не спал ночами, зачем нам новая стратегия и к чему мы хотим прийти к концу года
В августе 2014-го мы запустили «Партию еды» - сервис доставки продуктов и рецептов для приготовления ужинов. Каждую неделю новые продукты и новые рецепты на пять ужинов.

У нас было мало времени. Наша финансовая модель показала — чтобы выйти в плюс, нужно достичь определенного объема продаж. Посчитав расходы, мы выяснили: на достижение заветного объема у нас шесть, максимум семь месяцев. Все это время мы должны были работать в минус — в надежде успеть выйти в ноль.

Мы стартовали 17 августа.

В этот период, с августа 2014-го по март 2015-го, меня не интересовало ничего, кроме количества заказов на текущей неделе. Все остальное было на втором плане, нужен был рост. Я просыпался по ночам и обновлял страницу с количеством заказов — в надежде, что кто-то сделает заказ в 3 часа ночи. Иногда такие попадались, я засыпал довольным. Чаще — разочарованным.

К счастью, мы росли. Правда, быстрее, чем создавались наши бизнес-процессы. Эффективность, аналитика, контроль за издержками? — Нет, мы нечасто вспоминали об этом. Помню, несколько раз мы забывали взять деньги с клиентов за коробку, и случайно обнаруживали это через месяц-другой. Это было неважно, главное — у нас был новый клиент.

Говорят, хороший бизнес на старте растет не за счет своей эффективности, а вопреки ее отсутствию. В какой-то мере, это было про нас. Хотя мы быстро учились.

Это были странные месяцы. Было похоже на гонку. Как тот парень в фильме про космос, где он бежит по поверхности планеты наперегонки с полосой радиоактивного дождя. Или он успеет к пещере-укрытию, или умрет.

Как в любом хорошем фильме, мы успели в самый последний момент — полоса дождя коснулась, но не убила нас. Мы прыгнули — и успели. В марте 2015-го мы стали прибыльны.

График роста с августа 2014-го по март 2015-го
Но если вы смотрели тот или любой другой голливудский фильм, то знаете — в укрытии у героя только минута перевести дух. Пещера наполнена опасностями посерьезнее дождя, просто их пока не видно в темноте. И быстро бежать — уже не выход.



Стратегию роста на стратегию качества

С апреля и по настоящий момент мы меняемся. Вместо роста мы все больше думаем о качестве. Высокое качество — залог повторных продаж. И только повторные продажи — залог долгосрочного роста бизнеса.

Я не говорю, что нам не важен рост. И не говорю, что раньше мы не думали о качестве. Я говорю о фокусе. Просто теперь ночью вместо подсчета заказов я буду чаще писать разработчику, который допиливает логистический софт, или звонить начальнику производства, который тестирует новый способ вакуумирования продуктов.

Нужно признать, пока мы полностью следуем плану. Мы заранее планировали этот переход. И больше, чем когда-либо, он логичен именно сейчас. Впереди лето — сезонный спад продаж, несколько месяцев, когда мы не будем расти. Нам нужно перестроиться со спринта на марафон. И сейчас идеальное время, чтобы как следует поработать над продуктом!

Таким образом, если отвечать на вопрос (который постоянно задают), что важнее: продукт или продажи? — Исходя и своего опыта, я отвечу, что одинаково, но на старте больше продажи, а затем — больше продукт.



Реалити-шоу

Несколько недель назад я впервые опубликовал данные по выручке «Партии еды». Сегодня мы добавим прозрачности. Перед вами наш план по выручке до конца 2015-го года, утвержденный в марте:
Серым цветом — план, зеленым — факт. Над каждым зеленым столбцом реальная выручка
Возможно план не слишком амбициозен. Что это: рост ноября к апрелю всего в 2 раза?! Ведь широко известно, что любой перспективный стартап должен планировать так:
Вариант для инвесторов: рост ноября к апрелю в 10 раз
Однако, мы намереваемся выполнить план (на самом деле это называется бюджет, а на графике его доходная часть). Поэтому построили его математически, а к необходимым допущениям подошли с осторожностью.

Наша цель на 2015-й год: 61 000 000 рублей выручки. При этом мы планируем оставаться прибыльной компанией в каждом из трех оставшихся кварталов. Мы также строили план, исходя из того, что будем развиваться на собственные средства, без кредитов и инвестиций.

Можем ли мы перевыполнить этот план? — Наверное. Но это не страшно: всегда приятно корректировать вверх.

Можем ли мы его недовыполнить? — Да. Неизвестным остается фактор летней сезонности. Насколько глубоким будет спад в июне, июле и августе? Как поведет себя рынок? Что на этот раз запретят ввозить в Россию? Что еще произойдет до конца года?

Наша история продолжается.


P.S. Как в любом реалити-шоу, у нас должен быть приз. Давайте так: предложите свой вариант нашей итоговой выручки в комментарии к этому посту. Тот, чей вариант окажется ближе к реальности, получит от меня месяц еды в подарок.

И не забудьте сделать репост этой записи, ведь я не зря писал все это для вас. Кнопки ниже: