Михаил Перегудов — основатель Партии еды. 26 октября 2015
Помогать - легко
Помогать - легко
История с грустным началом и очень счастливым концом
Еще до того, как мы продали первую «Партию еды», я был уверен — мы должны делать что-то «социальное» или что-то «благотворительное». Я не знал, как и что, но считал, что это очень важно. И был уверен, что это легко.

В реальности оказалось иначе:

Во-первых, когда начинаешь бизнес, заботишься прежде всего о критически важных вещах. Именно этим мы занимались первые полгода: какая там благотворительность — дебет с кредитом свести и коробки вовремя собрать…

Хотя чуть ли не каждую неделю мы возвращались к этому вопросу, но всегда неизбежно откладывали его «на следующую неделю».

Во-вторых, и это было неожиданно, мы со своими прекрасными идеями оказались далеко не всем нужны. Периодически мы все таки стучались в фонды или детские дома с идеями вроде «Привет, давайте мы будем возить вам вкусную еду». В ответ же получали либо отказ, либо жесткие требования (зачастую невыполнимые), либо достаточно вялые попытки развить идею, которые ничем не кончались.

Не то, чтобы я жалуюсь. Например, понятно, что государственный фонд обязан потребовать с нас кучу сертификатов, выписок, спецификаций и гарантийных писем — чтобы рассмотреть заявку. Просто так написано в законе. Не отрицаю, в каких-то моментах и мы сами не дожали или бросили переговоры по причине их сложности и пункта один (см. выше).

К тому же, нужно делать скидку на несущественный объем потенциальной помощи: если бы мы искали, куда пристроить пару десятков миллионов — нас бы встречали по-другому.

Все эти факторы понятны. И все же я был разочарован. Я думал, есть благотворительные организации, которые борются за деньги инвесторов и меценатов. На деле оказалось — никто за нас не борется и никому мы особо не нужны.

Однако, у этой истории хороший конец

Весной мне позвонил Андрей, сотрудник частного петербургского фонда «Открытое сердце». Я был за рулем и не хотел говорить, но Андрей оказался настойчив. Он рассказал о фонде, об их партнерах, о том, какие преференции (в том числе налоговые) можно получить, какие сертификаты и дипломы выдаются и что с ними делать.

Я рассказал Андрею, что мы можем предоставлять фонду коробки с едой, но у нас не отлажен процесс. Ведь нужно понять, в какой день, как и куда их доставлять, какие документы кому предоставлять, перед кем и как отчитываться. Ответ меня удивил: «Не волнуйтесь, если вы согласны — все это мы сделаем сами».

Это была отличная работа «продавца». В идеальном мире именно так благотворительные фонды должны работать с инвесторами.

Мы отгрузили первые коробки в апреле. Действительно, организовать все было очень легко (для нас). В тот же день Андрей прислал фотографии. Фонд помогает семьям, оказавшимся в трудной ситуации и людям, прошедшим через зависимость. С тех пор каждую неделю мы помогаем тем, кому это действительно нужно. Должен признаться, это приятное чувство.

Помочь фонду «Открытое сердце» можно здесь…


Зачем это бизнесу?

Всем ясно, что, помимо прочего, благотворительность позитивно влияет на имидж бренда. И это хорошо. Если можно одновременно помочь людям и принести пользу своей компании — назовите хоть одну причину, почему этого не делать?

Однако, важный момент. Считаю, что социальные инициативы в бизнесе не должны ложиться на плечи клиентов. Неправильно, если из своего кошелька они станут оплачивать ваш «благородный порыв». Поэтому нужно или:

а) забирать деньги на благотворительность из чистой прибыли (эти деньги компания уже заработала и может тратить как хочет)

б) находить способы, когда благотворительность не несет дополнительных затрат. Именно так сделали мы: коробки, которые мы отдаем «Открытому сердцу», формируются из блока отмененных заказов. В ином случае мы или попытались бы продать их по себестоимости, или разыграли бы в маркетинговых целях, или съели бы сами. Но мы нашли им лучшее применение.