Михаил Перегудов — основатель Партии еды. 23 марта 2015
Клиент, акционер или сотрудник - кто в приоритете?
Клиент, акционер или сотрудник - кто в приоритете?
Как соблюсти баланс и оставить довольными всех? Расскажу о правиле «Партии еды», которое сильно упростило мою жизнь как руководителя
В принципе, задача любой компании — делать людей вокруг счастливее. Это такая миссия, смысл. Но каких именно людей? Ответ вроде бы очевидный: клиентов.

Так я и думал. Но только ли на клиентов влияет деятельность «Партии еды»? — На самом деле нет. Есть еще как минимум три группы:

  • Акционеры
  • Сотрудники
  • Партнеры
О них я как-то сначала забыл (да, и о себе тоже).

Должны ли мы делать счастливыми и их? Что делать, если интересы одной группы противоречат интересам другой? Можно ли найти баланс, чтобы довольны остались все?

Клиенты — главное, что есть у компании. Они приносят деньги, без которых бизнесу не жить. Но делать одних людей счастливыми за счет других — недальновидно. Уставший и злой сотрудник не сделает клиента счастливым (вспомните «Почту России»). Значит, мы должны заботиться обо всех, с кем соприкасаемся.

Чтобы принимать последовательные решения, мы в «Партии еды» расставили приоритеты в следующем порядке:

  • Клиенты
  • Сотрудники
  • Партнеры
  • Акционеры
Сначала компания обслуживает интересы клиентов, потом сотрудников, потом партнеров, потом акционеров. Именно в таком порядке. Это упражнение упростило нам жизнь:

Сотрудник расслабился и работает в пол силы. Он доволен, а вот клиенты нет. Заставляем сотрудника лучше работать или расстаемся. Потому что клиенты важнее.

На неделе нужно оплатить счет поставщику и выплатить аванс сотрудникам. Денег хватит на что-то одно. Сотрудникам платим сейчас, поставщику — через неделю. Потому что сотрудники важнее… Кстати, мы ищем бухгалтера в питерский офис, присылайте резюме на velikiedela@partiyaedi.ru.

Компания заработала 1 000 000 чистой прибыли. Выплатить акционерам в виде дивидендов? Или сократить кредиторскую задолженность перед поставщиками, оплатив счета раньше срока. Тем самым подтвердить свою надежность и улучшить отношения. Партнеры вперед, акционеры подождут.

Это самые очевидные примеры. Есть и более сложные случаи, в которых помогает такая логика.

Бросается в глаза, что акционеры — вроде бы самые главные люди в компании — в этой иерархии на последнем месте. Но это не жертвенность и не благородство в стиле Робина Гуда. Просто в долгосрочной перспективе это правильно.

Если бы мы строили пирамиду — пузырь со сверх прибылью, мы бы расставили приоритеты иначе. Надули пузырь, срубили денег. Попутно кинули партнеров, а может и клиентов с сотрудниками. Ну в принципе тоже вариант.

Но «Партия еды» — бизнес с невысокой маржой. Единственный смысл — игра вдолгую. А вдолгую бизнес будет успешен, только если приносит пользу и доставляет радость всем, с кем соприкасается. Если ваши клиенты, сотрудники и партнеры счастливы, вы как акционер просто не можете проиграть! Как говорят на Западе: Good to be good — хорошим быть выгодно.

Ну или в русском варианте: «Мерзавцы — это дураки. Быть добрым куда веселее, занятнее и, в конце концов, практичнее» (Корней Чуковский).

Сначала клиенты, потом сотрудники, потом партнеры, потом акционеры. И будет всем счастье.

А тем, кто сделает перепост этой записи — еще и скидка 400 рублей на первый заказ (просто скажите об этом менеджеру, когда он позвонит с подтверждением заказа).